Мечта                                                                           Суббота, 04.05.2024
                Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS      
Категории раздела
Выступление на семинарах [5]
Здесь можно познакомиться с моими выступлениями на семинарах.
Методические темы [1]
УМК [2]
Живой уголок
Потренируйся!
Отличник
Живой календарь
Детское радио
Наша кнопка
Сайт для детей, учителей, родителей


Поделиться
Поиск
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои выступления » Методические темы

Развитие логического мышления
25.11.2011, 19:30

Почему для каждого человека важно развитие логического мышления?

    Функционально грамотная личность – это человек, принимающий решения и выстраивающий линию своего поведения и, как следствие, свою жизнь в целом, с высокой степенью самостоятельности.

    Умение использовать логические построения и грамотно выражать их в своей речи необходимо

1)      на стадии принятия любого, даже самого простого решения (каждый из нас попадает в ситуацию, когда необходимо ясно осознавать причины наших поступков и прогнозировать их возможные последствия);

2)      при создании некоторого плана действий, направленного на достижение необходимого результата, нам также нужно уметь следовать некоторой логике;

3)      при получении некоторых результатов деятельности нам требуется их оценка, связанная с анализом, и следовательно, логическими построениями;

4)      при отстаивании позиции, убеждении окружающих в своей правоте.

  « Нагрузку», связанную с развитием логического мышления, в начальной школе прежде всего берёт на себя математика, хотя, как известно, большинство из школьных наук в той или иной степени также формирует логическое мышление, и особенно здесь, наряду с математикой, велика роль риторики и информатики.

     Практически все математические задания в той или иной степени формируют логическое мышление, однако есть ряд специальных заданий, которые целенаправленно развивают умение строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения. Эти задания учебника «Моя математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких) можно разбить на четыре большие группы:

1)      задания на классификацию объектов по различным признакам;

2)      задания на нахождение и продолжение различных закономерностей;

3)      задачи, решаемые с помощью таблиц истинности – ложности и графов;

4) задания, направленные на развитие умения строить различные высказывания.

      На уроках математики дети подробно и последовательно работают с числовыми ребусами и головоломками, систематически решают логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Им предлагаются задания по перекладыванию палочек, арифметические лабиринты, математические фокусы, задачи на разрезание и составление фигур.

    Известно, что эффективность усвоения различных дисциплин во многом зависит от уровня развития логического мышления учащихся. С другой стороны, преподавание каждого школьного предмета открывает перед учителем широкие возможности для работы над формированием логического мышления детей.

   Умение логически мыслить включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, среди которых умение осуществлять мыслительные операции  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, абстрагирование, конкретизацию, систематизацию), умение оперировать понятиями, формулировать их определения, умение выражать суждения, строить умозаключения и др.  Задача учителя – организовать процесс обучения так, чтобы максимально способствовать формированию компонентов логического мышления.

Упражнения, развивающие логическое мышление на уроках чтения.

     Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

  1. Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД+ИМ-МО+ВАН-Л=? (диван)

ВЕР+ЛИС+ТУ-УС+О-ИЛ+ЛЕТ=? (вертолёт)

  1. Переставь буквы:

 В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по столу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

  1. «Поиск».

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как всё происходило.

Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

  1. Учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то, чтобы научить ребёнка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

     Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

  1. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

    ОЗЕРО    МЕДВЕДЬ    КАРАНДАШ

Например: Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловил рыбку.

   Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Категория: Методические темы | Добавил: Ирина2011 | Теги: логическое мышление
Просмотров: 2416 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру


Презентации для уроков. В помощь учителю. Высшая школа делового администрирования

Сайт Матюхиной И. Я. © 2011-2024