Мечта                                                                           Пятница, 19.04.2024
                Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS      
Живой уголок
Потренируйся!
Отличник
Живой календарь
Детское радио
Наша кнопка
Сайт для детей, учителей, родителей


Поделиться
Поиск
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Правила и памятки » Памятки /литература/

Памятки по литературному чтению

Правила чтения и обращения с книгой

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

4. Не делайте пометок в книге ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

7. Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги на закрытых полках.

Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.


Учитесь читать правильно

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь  при  чтении  про  себя  не  шептать  текст,  не  шевелить губами.

 

Выработка умения отвечать на вопросы
по прочитанному тексту

1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос. (вопрос следует отметить галочкой.)

4. Проверьте  себя:  закройте  книгу  и  ответьте  (про  себя)  на  все  вопросы.

Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

1. Прочитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

6. Составьте рассказ про себя.

7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Выделение главной мысли рассказа

1. Внимательно прочитайте рассказ.

2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

4. Определите главную мысль рассказа.

Работа над сказкой

1. Назовите сказку и ее автора.

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Работа над рассказом

1. Назовите рассказ и его автора.

2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается.

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, читая рассказ?

Работа над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать к нему словесные картинки. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

1. Прочитайте стихотворение.

2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Работа над басней

1. Назовите басню и ее автора.

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Работа над эмоционально-психологическим содержанием
и выразительным чтением сказки

1. Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?

2. Выражает ли имя героя отношение к нему народа-сказочника? Какие средства для этого используются?

3. Выделите в тексте части, для которых характерна повествовательная интонация.

4. Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? Тревоги? Удивления? И т. д.

5. Представьте себе образ героя сказки и, читая его слова, передайте его характер при помощи интонации и тембра голоса.

6. Передайте с помощью интонации и тембра голоса изменения в речи и поведении героев, связанные с сюжетными событиями.

7. Найдите в тексте слова, на которые падает логическое ударение, выделите их голосом при чтении.

8. Постарайтесь спеть песенку голосом персонажа, который исполняет ее в сказке. Сумейте передать характер песни и характер персонажа.

Выработка умения составлять план текста (рассказа)

I  вариант

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

II  вариант

1. Разделите рассказ на части.

2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

4. Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.

Выработка умения пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите  заголовки  к  частям  (своими  словами  или  словами  из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Категория: Памятки /литература/ | Добавил: Ирина2011 (05.11.2011)
Просмотров: 2746 | Теги: памятки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру


Презентации для уроков. В помощь учителю. Высшая школа делового администрирования

Сайт Матюхиной И. Я. © 2011-2024